Сергей Маховиков: "Что может быть глупее, чем ждать"


сканы журнала и текстовая версия

 


Вы уже привыкли к праздникам в гостиной "Ролана". Благо повод всегда находится, и тем более радостно, если этот повод - кинематографический. Наши друзья, актеры Сергей Маховиков и Лариса Шахворостова, завершили сегодня (работу) над своим первым полнометражным музыкальным фильмом "Ловец", в котором Сергей дебютировал как режиссер. Незадолго до этого, Российское телевидение объявило о выходе в свет нового музыкального альбома с одноименным названием. Песни Сергея зазвучали в эфире. Продюсерами проекта выступили сами Сергей и Лариса. На прошедшем в Выборге кинофестивале "Окно в Европу - 2001", "Ловец" участвовал в специальной программе, вызвав неподдельный интерес у журналистов, критиков и зрителей, которые и устроили в фойе фестивального кинотеатра импровизированную пресс-конференцию с создателями картины.

- Вы актер, музыкант, теперь уже и режиссер, и вдруг - продюсирование…
- Продюсер - это стратег, от его воли и импульса зависит движение и результат того или иного дела. Как правило, с продюсером путают "заказчика", то есть того, кто "заказывает музыку". Чаще всего, эти люди хотят видеть и слышать кино "про себя". А мне это не интересно. Остается либо соглашаться, либо ждать. А ничего глупее, чем ждать, в нашей профессии я не знаю! Есть еще и другая сторона этой медали: я хотел сделать все самостоятельно, не взваливая ни на кого своих проблем. К тому же, я ни с кем не хотел делиться этим сладостным состоянием ответственности!
- Эпатаж?
- Ни в коем случае! Это рабочая реальность. Эпатирование - это шоу, и, как правило, бездарное по сути. У меня такое шоу ассоциируется с компьютерными детьми и компьютерным молоком. "Как бы ребенок" пьет "как бы молоко" и набирается "как бы сил".
- Расскажите о сюжете "Ловца"
- В двух словах: жизнь главного героя дошла до "черты". Он одинок и, в буквальном смысле, живет на берегу. Его дом - дебаркадер, заброшенная, забытая пристань. Волею случая он попадает в параллельный мир, где встречает своего двойника - удачливого актера и музыканта. Герой начинает следить за двойником, за его женой, собирает досье. В конце концов, он решает занять его место…Дальше не расскажу, дальше - самое интересное!
- Сюжет вполне детективный, а вы почему-то называете его киноновеллой…
- Язык "Ловца" метафоричен. Я рассказывал историю художника, а сюжет явился лишь жесткой конструкцией, в которой происходят события для меня более важные, чем сюжетная линия. Эта игра на смещенных акцентах и рождает ощущение, что порой вы заглядываете в потаенные двери души героя. Поэтому фильм музыкальный, ассоциативный, где большое внимание уделяется деталям и настроению.
- В фильме вы противопоставляете два понятия: "творить" и "самовыражаться". Разве самовыражение - это не творчество?
- Нет, это антиподы. Я ненавижу это состояние - самовыражаться, выплескиваться, выворачивать наизнанку невесть что, ненавижу, прежде всего, в себе. Эта армия самовыражающихся страшна и агрессивна. Выходит - чуть-чуть умения, побольше наглости - и вперед! Самовыражайся! Это ничего общего с творчеством не имеет. Творчество рождается от света, требует веры и труда и направлено сугубо на созидание, а самовыражаясь мы частенько разрушаем, воюем, убиваем, короче, занимаемся всякой экзальтированной злобной чепухой…
- В фильме у вашего персонажа два лица, две ипостаси…
- Да, это тема фильма. Ловец - библейское слово. Ловец душ человеческих… В каждом художнике живет и гений, и злодей. С кем идти - это великая свобода выбора. Выбор этот порой мучителен, как пытка, но неизбежен.
- Вы использовали в фильме кадры из картины "Простодушный", где играли вместе с Ларисой. Это ваша автобиография?
- Нет, наш фильм не автобиография. Мы играли образы, создавая роли по теме фильма. Просто эта тем нам настолько близка и понятна, что порой приходилось пользоваться примерами из собственного творчества. Более того, есть в фильме и документальный материал: запись и работа музыкантов в студии. Это святая святых - в такие минуты в студию не допускаются посторонние. Это настолько интимный процесс, что даже любой инородный предмет может помешать, сбить с творческой волны. Сыграть это невозможно, поэтому снимать частенько приходилось скрытой камерой. У нас получилось.
- Как вы думаете, Ларисе легко было работать с вами? Конфликты были?
- Во-первых, на конфликты не было ни времени, ни сил. Помимо актерства и режиссуры мы отвечали за весь съемочный процесс, за всех, кто работал с нами. Во-вторых, это вполне естественно, у меня ведь режиссерское образование и меня научили задавать вопросы. Вот разными вопросами я периодически и мучаю Ларису, когда она работает над очередной ролью… . Я люблю думающих актеров. Себя, кстати, отношу к их числу. Если актер слышит тему, если он умеет подчинить теме свой ритм, поделиться самым дорогим и сокровенным, тогда он начинает творить чудеса, тогда он никогда не будет кривляться и самовыражаться, а будет творить. Конечно, это происходит только тогда, когда актер и режиссер - соратники…
- Значит, актер тоже соавтор?
- Конечно. Самое ценное и таинственное для меня то, что на сцене во время игры иногда происходят глубочайшие открытия и откровения, до которых в обыденной жизни, быть может, я и не дошел бы никогда. И в то же время, идет постоянная работа над собой, постоянный диалог с ролью, определяется и выверяется длина отрезка, соединяющего актера и персонаж. Иногда персонаж оказывается близко к тебе, иногда ты отстраняешься от него как можно дальше, иногда ты позволяешь ему стать собой на некоторое время… И вот роль оживает, и тебе очень хочется понять, как же она влияет на тебя. А для этого нужен зритель…
- Работая над "Ловцом", вы параллельно снялись как актер у Александра Павловского и у Тиграна Кеосаяна. Как складывались в это время отношения с режиссерами?
- Киногруппа - это армия, а кинопроцесс - это фронт, где каждый день ходят в атаку. Актеры, конечно, элитные войска, но неподчинение приказу может привести к бардаку, а бардак- это гибель. Разумеется, как в любом нормальном деле, инициатива порой не наказуема, а поощряема… У меня есть твердое убеждение, что научить снимать кино сложно, а вот научиться снимать возможно. Поэтому на площадке я стараюсь учиться, тем более тогда, когда мне за это еще и деньги платят!
- Выходит, снимаясь в кино, вы учились снимать кино?
- Безусловно. Но этот процесс начался раньше - с киношколы Александра Сокурова. Потом было телевидение, авторская документальная программа, потом "Простодушный" Евгения Гинзбурга, "Золотое дно" Марека Новицки, и, в результате, более пятнадцати главных ролей в кино.
- А музыка? ...
- Музыка - это мое второе дыхание…В день окончания работы над "Ловцом" вышел мой первый авторский альбом из семнадцати песен. Некоторые из них звучат в фильме, как и музыка великолепных музыкантов и композиторов Ивана Смирнова и Михаила Смирнова. Главная музыкальная тема фильма - гитарная композиция Ивана Смирнова "Долгое озеро".
- А дальше?
- Я уже начал записывать второй музыкальный альбом. И не случайно последняя песня, которая звучит в картине "Ловец", это первая песня нового музыкального альбома. Получил предложение от одного из центральных каналов снимать игровой сериал. Сейчас мне хочется сделать жанровую приключенческую картину. Есть и сценарий философской притчи, который мне очень нравится.

P.S. Первый показ картины "Ловец" состоялся на Выборгском кинофестивале. Критики говорят, что эта картина фестивальная и неоднозначная, а зрители аплодируют. В истории нашего кино так бывало уже не раз. Какой же будет дальнейшая судьба "Ловца", уже вышедшего из-под опеки своих создателей? Надеюсь, удачной.

Анна Колесникова