"В ПОСЛЕДНИХ СУДОРОГАХ ЖИЗНИ" (1993 Г.)

 

1993sТеннесси Уильямс - известный знаток женской души, исследователь женских судеб. Стоит только вспомнить его пьесы "Трамвай "Желание", "Стеклянный зверинец", недавнюю премьеру гоголевского театра "Костюм для летнего отеля" и многие другие. Спектакль "Молочный фургон не останавливается больше здесь" Теннесси Уильямса на Новой сцене МХАТа имени Чехова (руководитель постановки В. Долгачев) - не исключение. Незаурядный женский характер, все его тонкости и непредсказуемость - суть новой постановки, как и суть самой жизни, ибо женщина в ней - начало созидающее.

Судьбы героинь Уильямса, чуткого психолога и аналитика, всегда непросты. Непроста и судьба героини "Молочного фургона", хозяйки большого поместья миссис Гофорт (Т. Лаврова), два последних дня жизни которой проходят на наших глазах. Богатая вдова, похоронившая четырех мужей, добровольно обрекла себя на одиночество, замуровала в почти не доступной людям вилле. Здесь, в обстановке изысканности и комфорта (художник Б. Мессерер), диктует она мемуары своей секретарше. Когда-то эта женщина, видимо, блистала в свете, и теперь ее судьба может стать бестселлером. И вот Блэки (Р. Коростелева) записывает за хозяйкой ее мысли, порой бредовые и запутанные, надиктованные на магнитофонную ленту ночами, под дурманом принятых лекарств. Миссис Гофорт держится из последних сил, она не хочет умирать: точнее, не хочет, что бы кто-нибудь заподозрил, что она умирает. Но карнавал сменяющих друг друга богатых, причудливых туалетов (художник по костюмам Е. Афанасьева) и болезненная издерганность, немощь их хозяйки своим контрастом подчеркивают ее обреченность. Напоследок, даже на пути в могилу - блистать! Увы, жалкие крохи былого великолепия.
Достойная противница миссис Гофорт - маркиза Кондотти, по кличке Ведьма (А. Вознесенская). Ужин двух немолодых женщин состоит скорее не из стоящих на столике блюд, а из колкостей, направленных в противницу. При этом каждая стремится "перещеголять" другую, одеваясь фантастично и непредсказуемо. К тому же каждая стремится заметить неполадки со здоровьем у другой. Ничего не скажешь, изящная перестрелка двух больных и телом, и душой.
Одиночество затворницы нарушается "ангелом смерти" - появлением молодого поэта Кристофера Фландерса (С. Маховиков), проникшего через практически недоступную скалу в отгороженное от мира поместье. "Ангелом смерти" нарекли Фландерса за то, что появляется он у богатых женщин незадолго до их кончины. Ухаживает за ними. Быть может, в надежде получить наследство? Приходит он и к миссис Гофорт, впрочем, даже не скрывая, что знает о состоянии ее здоровья. Но, увы, он опоздал и не получит ничего. Молочный фургон здесь больше не останавливается, говорит ему миссис Гофорт. И молочные реки здесь не текут. Умирая, она лишь просит его подождать. Но "ангел смерти" летит дальше, его утешений ждут другие испускающие дух богачки.
Грустный, хотя и неизбежный финал спектакля об одиночестве, о трагической женской судьбе, надломленной богатством и всеобщим поклонением.
"Молочный фургон" - актерский спектакль, разыгранный с блеском и изяществом. Действия в нем практически нет, он весь построен на разговорах, воспоминаниях, самолюбовании героини. Но это праздник театральной игры, пиршество красок в одежде, изысканность в декорациях. И всему вершина - женщина, приковавшая наше внимание к своей судьбе, заставившая сопереживать, внесшая в наши души томительное беспокойство.

Т. Минаева

 

 

 

 

"ПРОСТОДУШНЫЙ БЕНЕФИС ВОЛЬТЕРА" (1994 Г.)

 

 

1994sКто бы мог подумать, что развлечь нас и отвлечь от невеселых забот смутного времени удастся не кому-нибудь, а Вольтеру! Дела давно минувших дней, описанные им в повести "Простодушный", решил перенести на киноэкран Евгений Гинзбург, которого, вероятно, читатели знают лучше, нежели великого французского писателя и мыслителя.

Гинзбург - блистательный мастер телевизионного развлечения. Мелодии и искрометные фразы героев его "Бенефисов", "Новогодних аттракционов", музыкальных фильмов и постановок были у всех на слуху, у всех на устах. Замечательное воображение и остроумие постановщика дарили нам радость в самые серые будни "эпохи застоя". Жить и впрямь становилось лучше, и главное - веселее. Лукавство, с которым Гинзбург обходил все преграды, все запреты ревнителей искусства социалистического реализма, и простодушие, с которым он вопреки всему делал свое дело, были столь заразительны, что и мы, зрители, становились равноправными соучастниками незабываемых розыгрышей, балагурства, пересмешничества. Артистизм и непосредственность театрального капустника, которые буквально расточали легендарные "Бенефисы", благодаря мастерству постановщика и ярчайшим индивидуальностям артистов, доставляли миллионам телезрителей море удовольствия.
Вовсе не случайными поэтому мне кажутся решение Гинзбурга взяться за "Простодушного" Вольтера и тот интерес, который этот фильм уже вызывает у зрителя. Он сделан в излюбленном режиссером жанре гротесковой музыкальной комедии. Или мюзикла, напоминающего временами оперу-буфф или рок-оперу. Не в жанре, конечно же, дело, когда речь идет о таком мастере смешения стилей и смешения всех и вся, как Гинзбург.
Сюжет же фильма выдержан в традициях авантюрной мелодрамы. Молодой индеец попадает во Францию конца XVII века. Здесь-то и выясняется, что он - не безродный дикарь, а родной племянник местного аббата, чей брат пропал без вести в далекой Америке. Участие в судьбе новоиспеченного француза принимает весь городок, где простодушный иноземец вдруг обрел родину и родственников. В вихре событий он покоряет сердце прекрасной девушки, по ее настоянию принимает христианство. Однако, став крестной матерью возлюбленного, она никак не может стать его женой. Религиозный запрет неумолим, но чувства пылкие сильнее ...
Искренне поверив в учение Христа, чистосердечный наш дикарь пытается блюсти святые законы и заповеди, но на каждом шагу сталкивается с ложью и несправедливостью, злом и лицемерием. Сила чувств побуждает молодых героев бороться за свою любовь, преодолевая самые невероятные препятствия, участвуя в головокружительных авантюрах.
Что было дальше, вы узнаете посмотрев фильм. Но концовку увлекательной любовной истории Гинзбург тоже переиначил. Благодаря этой своей способности все переиначивать режиссеру удалось сделать фантастическую историю на удивление правдивой, трогательной, волнующей. Диву даешься, как ухитряется он соединить несоединимое - условность мюзикла, озорство комедии и убедительность, достоверность, искренность чувств.
Особая благодарность как теперь принято говорить, Сергею Маховикову, сыгравшему главную роль. Вдохновенность, естественность, органичность, с какими он проживает на экране поистине сказочную, невероятную историю, бесстрашие борца за справедливость, - все удается Маховикову с равным успехом.
Говорю о Маховикове так подробно, потому что это первая его большая роль в кино. Будем надеяться, что в ней он выложился не до конца, как это иногда случается в дебюте. Актер, каскадер и певец в одном лице способен, я уверен, сделать в кино еще очень много.
В "Простодушном" Маховиков оказался в прекрасной компании: Лариса Шахворостова, Лариса Голубкина, Александр Абдулов, Николай Караченцов, Зиновий Гердт, Армен Джигарханян, Кахи Кавсадзе, Мамука Кикалейшвили, Александр Ширвиндт, Константин Райкин, Леонид Куравлев, Юрий Васильев - целое созвездие актеров. Причем они не просто играют свои роли, но поют, танцуют. В этом им немало помогли композиторы Владимир Давыденко и Анатолий Кролл, прекрасный поэт Юрий Ряшенцев, чьи стихи, положенные на музыку, стали глубоким философским комментарием событий.
Словом, в фильме есть чем любоваться. Художник Борис Бланк задумал и создал для картины уникальную по конструкции и самую большую на "Мосфильме" декорацию, впервые взяв за основу так называемый голливудский принцип универсальности, при котором декорации могут использоваться многократно, но выглядеть в новых фильмах по-новому.
Остается только сожалеть, что нам не доведется увидеть всего снятого в этих декорациях прекрасным оператором Валерием Гинзбургом. И тут кроется совсем другая, закадровая история картины. Ведь она снималась 4 года. И все это время работа постоянно прерывалась из-за нехватки денег. Из телевизионной она превратилась в кинофильм, и потому от многих уже отснятых сцен и эпизодов пришлось отказаться в ходе неминуемых сокращений при монтаже. Увы, назвать их безболезненными нельзя. Вторая часть фильма, как это не обидно, слабее, бледнее первой. Ей явно недостает легкости, цельности, искрометности начальных эпизодов. Чувствуется, что авторам картины, чтобы уложиться в отведенный киноленте метраж, пришлось многим пожертвовать, резать буквально по живому. Но только так, к сожалению, фильм мог быть спасен и, несмотря ни на что, показан.
И последнее. На съемочной площадке нашли друг друга не только молодые герои Вольтера, но и Сергей Маховиков и Лариса Шахворостова. Теперь они - муж и жена.
Еще раз - спасибо Гинзбургу.

Сергей Меркулов

 

 

 

"ПРОСТОДУШНЫЕ ИЗ "ПРОСТОДУШНОГО" (1994 Г.)

 

 

1994as 

Они похожи друг на друга так, что их часто спрашивают: "Вы случайно не брат и сестра?" Говорят, такое бывает только у людей, любящих и проживших вместе многие десятилетия. А они и знакомы-то всего два с половиной года.

 

 

Сергей Маховиков и Лариса Шахворостова встретились на съемках мюзикла "Простодушный" по Вольтеру - именно их режиссер Евгений Гинзбург выбрал на главные роли. Фильм делался долго: познакомились в начале съемок, год длился их роман, а обвенчались, когда до премьеры оставался чуть ли не целый год. Лариса утверждает, что поначалу влюбилась в Сережу как в актера. Сергей подводит "теоретическую базу". Без профессиональной любви вообще ничего в жизни не получится. Это защита от мелочных подставок, от пошлости. Только так создается "добрая" среда, только живя и работая в такой среде, артист может сделать шаг вперед..."
"Простодушный" стал для них фильмом-бенефисом. Трогательная история двухсотлетней давности оказалась поводом для множества актерских импровизаций - скорее концертных, эстрадных, цирковых, нежели драматических. И если актеру опытному такие роли - отдых и разрядка, то для молодого они - шанс быть замеченным.
Дело даже не столько в призах, наградах, прокатном успехе (за роль Геркулеса де Керкабона Сергей только что получил приз актерского фестиваля "Созвездие". (На фестивале "Виват, кино России!" в Санкт-Петербурге фильм оказался лидером по зрительскому рейтингу). Именно с этой, пусть и не во всем удавшейся картиной, они связывают надежды на будущее. И это при том, что Лариса Шахворостова "накопила" уже двадцать ролей в кино, среди которых "Сезон чудес", "Публикация", "Слуга", "Царь Иван Грозный", а Сергей Маховиков, хоть и снялся впервые, но имеет за плечами и опыт работы в знаменитом Александринском театре и 14 главный ролей (Гамлет, Лопахин, Аметистов и т.д.) за неполных два сезона в Хабаровске, и главный приз на конкурсе актерской песни имени Андрея Миронова, и наконец, удачный дебют в "ефремовском" МХАТе в спектакла "Молочный фургон"...
Что касается идеальных ролей, то тут, как считают оба, все зависит от прожитых лет. Причем есть счастливые роли, к которым можно приходить вновь и вновь. И потому Сергей сегодня, на рубеже своего тридцатилетия, хотел бы снова повернуться к Гамлету, которым был уже дважды. И потому оба хотят играть и играть Чехова, Островского, Шекспира...
У нас почти не стало дуэтных пар. Разве что Светлана Немоляева с Александром Лазаревым, да Алла Балтер с Эммануилом Виторганом. Молодых нет вовсе. Шахворостова и Маховиков - сыгранный гармоничный дуэт, которому по силам и классика, и музыкальные (с песнями-плясками - даром что Сергей учился в джазовой школе и не расстается с гитарой, а Лариса по первому образованию - учитель музыки) фильмы и спектакли.
Название их первого совместного фильма, наверное, можно применить к ним самим, они открыты, чуть наивны и простодушны. Они не стесняются проявления своих эмоций и проявления чувств. Они могут побузить и похулиганить в жизни, но к работе относятся с серьезностью, доходящей порой до занудства. Они дети своего поколения. Нового трезвого актерского поколения людей, умеющих делать дело.

А.К.