"Три жизни Сергея Маховикова"

 

 

 

Сергей Маховиков "Думаю, работаю, люблю....."

 

В бесконечных коридорах производственного корпуса «Мосфильма» круглосуточно кипит работа. И те единственные полчаса, которые артист может потратить на перекус в кафе «Кадр», любимый миллионами телезрителей артист Сергей Маховиков подарил «Вечерней Москве». Сделав перерыв в съемках «Тихой заставы», где он – режиссер.

 

– Сергей, у вас такой плотный рабочий график, означает ли это, что вы беретесь за любую роль?

– Я всегда тщательно обдумываю любое предложение, касающееся творчества. Буквально отмеряю семь раз, чтобы сказать «да». Это качество – глубокое чувство ответственности – воспитала во мне русская – советская школа. В моем случае – за те роли, которые выходят в народ. Ведь артист влияет на умы, сердца людей.

– Как сосуществуете на одной съемочной площадке с женой, актрисой Ларисой Шахворостовой?

– В нашей семье не принято сниматься вместе: играть в какие-то биографии других людей. Поэтому, если кино переходит границу и заступает на нашу территорию, мы сразу отказываемся от проекта. Мне кажется неэтичным мужу и жене изображать влюбленных на экране. В «Громовых» все сложилось по-иному, поэтому мы сделали там свою работу с удовольствием.

– Даже маститые актерские семьи сетуют сегодня на кризис, острую нехватку денег. Для вашей семьи все проблемы списывают на кризис?

У Леонида Филатова, помните, «маслом мажу бутерброд – сразу мысль: а как народ»? Нет (смеется), проснувшись, я не думаю: а как там кризис? Хотя я живу в России, и значит, разделяю проблемы всех россиян. На мне ребенок, родители. И все заботы – питания, школы, аптеки – решаю я. Другое дело, что верхушка устроила из кризиса настоящее шоу. Вначале был дележ, а теперь делается лицо, дескать, в стране все замечательно, мы из кризисной ямы вылезли. Но это совершенно не так! Потому что массы нечистоплотных людей продолжают наживаться на кризисе, обманывая, обкрадывая. Ненормальная человеческая подлость процветает. В военное время это бы называлось мародерством. А что делают с мародерами?

– Наши экранные звезды стараются быть «всеядными»: играют в театре, снимаются, ведут передачи, концерты. Вас же мы видим только на голубых экранах.

Я чувствую себя достаточно востребованным. И мне не нужно еще за что-то хвататься. А когда я «голоден» – исполняю другую работу. Например, трудился в Российском фонде культуры с Еленой Чавчавадзе. Мы занимались возвращением в Россию ценностей, некогда принадлежавших нашей стране. Письма, рисунки, в том числе и бакстовские. А потом мне довелось принять участие (там была целая группа) в перезахоронении праха писателя Ивана Шмелева.

– Многочисленная концертная деятельность в горячих точках, подразделениях погранвойск и спецназа дает вам адреналин, драйв?

Просто это моя вторая жизнь. Конечно, там хватает и драйва. Но я еду туда вовсе не за ним. Это не катание в Альпах на лыжах. И не прыжки с тарзанки. Тут возникают совершенно иные чувства: глубинные, сердечные. Когда приезжаешь к офицерам, солдатам, понимаешь по их глазам – ты им нужен. Жизнь там – в дальних гарнизонах – совершенно иная. И именно там начинаешь очень остро понимать, почему гламур – разлагающее действо для нашей страны. И непосредственно для громадного мегаполиса под названием Москва. Сегодня наша столица настолько огламурилась, что люди споткнувшемуся человеку не только руки не подадут, а станут еще и радоваться. Конечно, Россия переживала и не такое. Но, если иезуитские пути разрушения основ российской семьи получат одобрение у нашей власти, начнется разрушение. Станут процветать секты, так называемое секс-воспитание малолетних. А наш народ будет «есть» отстойную продукцию киноиндустрии и желтой прессы.

– Преклонение перед всем иностранным у русских в крови?

Россия – богата, дружелюбна и всеобъемлюща. У нас находили приют, а впоследствии и признание величайшие архитекторы, музыканты, художники, артисты. Если их считать наемниками, которые разрушают нашу культуру, – это будет глупо, бессмысленно и смешно. Другое дело, если наше руководство относится к России, как к выгребной яме, и берет всю чушь, которую можно купить за три копейки за океаном. И наварить при этом капитал.

– Что-то хорошее есть в России?

Культура и люди, помогающие, болеющие за свою страну. Они не сбежали за границу, предварительно открыв там миллионные счета. Остались, к счастью, здесь. А каждому из нас на своем уровне надо преодолевать борьбу с бесом, с искушением золотым тельцом, который бежит впереди планеты всей. Если проиграем – наше государство, Россия перестанут существовать.

– Можно ли сегодня поставить знак равенства между известностью артиста и уважением к нему?

Узнаваемых много. И они трудятся (если профессионалы), чтобы добиться уважения от зрителя. И это обязательно произойдет, его станут любить. А некоторые – нет. Им нужна звездность, превращение в тупого котенка, который потом будет раздавлен этой славой. И в результате ничего не произойдет. То, что происходит внутри нашей профессии… Здесь знак равенства практически отсутствует. Причина простая: у нас ничтожно мало стоящих продюсеров, думающих об актерах, режиссерах, музыке, творчестве, способных создать шикарный продукт. И нескончаемые орды людей с улицы, нашедших деньги, которые решили их немного «попилить», ну и еще снять что-нибудь. Они тупо пилят бюджет, делают фекалии, откровенно всех презирают. Они нигде не способны себя проявить, только в исполнительном продюсерстве, администрировании. Эшелон серости заполонил «Мосфильм», телевидение. Вот ее надо бояться очень.

– Что для вас значит музыка?

Моя третья жизнь. Я как та птица феникс: сгорая в чем-то, возрождаюсь вновь, обретая новое качество. Это не отход от жизни, не запасной аэродром. А те пути, по которым душа находит некие отдушины. И движется не назад, не в обход, а наверх.

– С чем, на ваш взгляд, связан колоссальный спрос у публики на боевики и детективы?

Лично я обожаю и те и другие, только если говорить о хорошем кино! А публике всегда во все времена нужны герои, которые побеждают зло. Безусловно, они вымышленные, но в кино-то они настоящие – правильные, верные, сильные. Это естественный продукт саможелания людей, которые их создали. И благодаря их стараниям подобные экранным героям люди появляются и в реальной жизни. Молодежь начинает подтягиваться: заниматься спортом, качаться в зале, защищать маленьких. А не курить гашиш, бить слабых и, как жизненный итог – подыхать под забором. Правда, искусство никогда не рассматривало стандартного человека из толпы и никогда не делало из него героя. Если это был врач – то всегда с большой буквы: с определенной судьбой. И в эту биографию вносились чуть-чуть неординарные, немного яркие поступки. То, что нас «цепляло». Помните, как целое поколение интересовало, в какой электричке ездит идеальный мужчина – Гоша из кинофильма «Москва слезам не верит»? А он всего-навсего слесарь!

– Значимые праздники есть в вашей жизни?

Конечно – 9 мая. Уже несколько лет подряд мы собираемся в Парке культуры имени Горького (обязательно берем и дочку). Фонд Сергея Говорухина «Рокада» организовывает и встречи с ветеранами, стол, зрелища. Выпиваем 100 грамм. Поем песни, плачем. Все, как всегда в этот святой для мира день.

Досье «ВМ»

Сергей МАХОВИКОВ – актер, режиссер, поэт, композитор. Родился в Ленинграде. Окончил Санкт-Петербургский институт театра, музыки и кино. Работал актером и режиссером в российских театрах: Санкт-Петербургский академический театр драмы им. А. С. Пушкина, Санкт-Петербургский театр «Приют комедиантов», Хабаровский краевой театр драмы, МХАТ им. А. П. Чехова. С 1994 года активно гастролирует по стране, участвует в многочисленных благотворительных акциях. Руководитель программ Дирекции президентских программ Российского фонда культуры. Принял участие в создании видеолетописи о Москве – 130 фильмов. Снимался в фильмах: «Марш Турецкого», «Мужская работа», «Сармат», «Граф Крестовский», «Платина», «Платина-2» и другие. Продюсер, автор сценария и режиссер киноновеллы «Ловец». Сорежиссер-постановщик телесериала «Слепой». Написал песни к фильмам «Ловец», «Инструктор», «Кадеты», «Слепой». Выпустил несколько музыкальных альбомов. Член Союза кинематографистов России. Лауреат первой премии межрегионального конкурса актерских работ Сибири и Дальнего Востока, посвященного 100-летию Б. Л. Пастернака; Гран-при Первого международного фестиваля актерской песни имени Андрея Миронова; премии Михаила Ломоносова; премия ФСБ России в номинации «Актерская работа» за создание образов сотрудников органов безопасности в телевизионных художественных фильмах; премии IX Международного телекинофорума «Вместе» за лучшую мужскую роль в телефильме «Главная улика» («Мостелефильм», Россия); первой национальной музыкальной премии «Голос Отечества» в номинации «Авторская песня».


Автор: Ирина Долгополова